Начинать свое дело необязательно с нуля — можно открыть бизнес, используя уже готовую модель с налаженными процессами и известным брендом. Такой подход к ведению предпринимательства называется франшизой. Рассказываем о том, что это такое, как работает франшиза и какие виды франшиз существуют.

Что такое франшиза
Франшиза — это право работать под именем бренда, используя его бизнес-модель. То есть, предприниматель начинает свою деятельность, имея на старте уже готовые решения и инструменты: от стандартов работы до каналов сбыта. Купив франшизу, предприниматель получает доступ к ресурсам, технологиям, поддержке и «имени» владельца франшизы. Называть франшизу готовым бизнесом не совсем правильно — это скорее пакет решений, который позволяет предпринимателю быстрее начать деятельность с меньшими рисками.
Покупателя франшизы называют франчайзи, продавца — франчайзером, а отношения между сторонами — франчайзингом.
Как работает франшиза
Франчайзер контролирует работу своих партнеров и помогает им, если нужно. Франчайзи обязан строго соблюдать требования владельца бизнеса, иначе он может наложить санкции или вовсе прекратить сотрудничество.
Некоторые франчайзеры дают франчайзи свободу в определенных решениях, а другие — требуют строго соответствовать всем корпоративным стандартам. Например, в некоторых франшизах ресторанов быстрого питания существуют четкие требования к оформлению помещений, в то время как в других — правила более гибкие: члены франчайзинговой сети могут выбрать дизайн на свой вкус, но соблюдать фирменную цветовую гамму.
Юридическая сторона франшизы
В российском законодательстве нет термина «франчайзинг». Наиболее полноценно отношения между владельцем бренда и предпринимателем регулирует глава 54 ГК РФ и часть 4 ГК РФ. Согласно этим нормам, «пользователь» франшизы (франчайзи) заключает с «правообладателем» (франчайзером) соглашение о коммерческой концессии — это и есть договор франчайзинга. В нем декларируются финансовые условия, в том числе стоимость франшизы, ответственность сторон, степень контроля правообладателя — все, что касается совместной работы франчайзера и франчайзи.
Для заключения соглашения о коммерческой концессии обе стороны обязаны иметь статус ИП или коммерческой организации. Как открыть ООО, читайте в нашей статье →
Другой вариант оформления отношений между франчайзером и франчайзи — получение лицензии на использование результатов интеллектуальной деятельности франчайзера.

Как работает франшиза
Договор коммерческой концессии или лицензионный договор — что лучше?
Перед выбором между заключением лицензионного договора и соглашения о коммерческой концессии предпринимателю лучше проконсультироваться с юристом — необходимо учесть множество факторов, среди которых, например, степень контроля бизнеса и тонкости с использованием интеллектуальной собственности.
Так, если франчайзер не хочет передавать в пользование весь комплекс результатов интеллектуальной деятельности или не готов масштабировать свои бизнес-процессы, можно обойтись оформлением лицензии на отдельные результаты интеллектуальной деятельности и средства индивидуализации, например, товарный знак.
Кроме того, заключить лицензионный договор могут физические лица, в том числе самозанятые — статус ИП или коммерческой компании необязателен. Стоит отметить, что договор коммерческой концессии регулирует франчайзинг более детально — в нем могут устанавливаться дополнительные ограничения для франчайзи, регламентироваться ценовая политика и декларироваться другие аспекты сотрудничества.
Стоимость франшизы
Франчайзеры предоставляют свой бренд, ресурсы и поддержку не просто так — за это они получают деньги от предпринимателей. Платежи могут быть единовременными и регулярными — все зависит от условий договора франшизы и бизнес-модели. Рассказываем, каким образом могут платить франчайзи.
Паушальный взнос
При заключении договора франшизы предприниматель платит паушальный взнос — это единовременный платеж за «вход» в бизнес. Стоимость зависит от разных факторов, например, от степени известности бренда и состава пакета поддержки от франчайзера. Например, если он делится только технологиями производства, размер платежа будет меньше, чем если в пакет входит еще и маркетинговая поддержка франчайзи. Обычно сумма паушального взноса одинаковая для всех партнеров франчайзинговой сети.
Иногда франчайзеры освобождают своих партнеров от паушальных взносов — так они делают свою франшизу более привлекательной и помогают партнерам быстрее запустить свое дело, снижая первоначальные инвестиции в бизнес. Однако взамен они могут вводить дополнительные условия для своей выгоды, например, требовать закупаться только у конкретных поставщиков из своего каталога.
Роялти
У бизнеса по франшизе кроме единовременного взноса могут быть еще и регулярные платежи — роялти. Франчайзи выплачивает проценты с прибыли или оборота так, как указано в договоре — это компенсация за использование имени известного бренда и его ресурсов.
Некоторые франчайзеры работают с паушальным взносом, но без роялти или наоборот, а иногда вовсе обходятся без этих платежей. Вместо этого они могут компенсировать расходы другими условиями, например, получать прибыль от продажи своих товаров в точках, которые работают по франшизе.
Помимо того, договор франчайзинга может содержать дополнительные услуги, за которые обязан платить предприниматель, например, за обучение персонала или маркетинговую поддержку. Это нужно для того, чтобы прибыльность франшизы работала в обе стороны и была выгодной для всех.
Кроме роялти и паушального взноса франчайзи нужно учитывать дополнительные инвестиции в бизнес. Аренда помещений, выплата зарплат работникам, покупка или производство товаров — эти и другие издержки ложатся на франчайзи. Они не входят в цену договора — франшиза дает доступ только к имени известного бренда, его ресурсам и технологиям.
Виды франшизы
Есть традиционная классификация франшиз по типу бизнеса: товарная, производственная и сервисная. Рассказываем подробно про каждый вид и приводим примеры отраслей, в которых они могут эффективно применяться.
Товарная франшиза
Она дает предпринимателю право реализовать товар под именем известного бренда. Тут может быть три варианта:
- Франчайзер производит продукцию. Предприниматель получает готовый товар и реализует его через свою торговую точку под брендом производителя. По такой схеме работают, например, магазины одежды и обуви, кондитерские фабрики, некоторые продавцы косметики
- Франчайзер владеет торговым бизнесом, но не производит товар. То есть, он закупает продукцию у определенных производителей и реализует ее через собственные торговые точки. Франчайзи получает готовый ассортимент, каналы поставки и право вести деятельность под именем франчайзера. Так работают, например, магазины бытовой техники, продуктов или химии — в них продаются товары разных марок, но под единым брендом сети
Производственная франшиза
Она дает франчайзи право выпускать продукцию под брендом франчайзера по его уникальной технологии. Предприниматель получает оборудование, сырье и материалы, обязуясь строго соблюдать стандарты качества владельца бренда. По производственной франшизе часто работают промышленные предприятия, производители косметики и бытовой техники.
Сервисная франшиза
Предприниматели, работающие по этой схеме, имеют право оказывать услуги под брендом франчайзера. Франчайзи получают технологии оказания услуг, стандарты работы и оформления помещений. По сервисной франшизе работают многие медицинские лаборатории, салоны красоты, фитнес-клубы, пункты выдачи заказов, агентства недвижимости и туристические компании.
Иногда бизнес работает по смежной франшизе, например, сочетая сервисную, товарную и производственную модели. Яркая иллюстрация — сети ресторанов быстрого питания или кофеен. В этом случае поддержка франчайзера комплексная — он предоставляет партнерам технологии производства, ассортимент товаров, стандарты качества продукции и обслуживания, требования к оформлению помещений и другие ресурсы, необходимые для успешной работы и прибыльности франшизы.
Плюсы и минусы бизнеса по франшизе
Благодаря франшизе предпринимали могут открыть бизнес не с нуля, а воспользоваться готовой моделью с узнаваемым брендом и налаженными процессами. У такой схемы работы есть плюсы и минусы — рассказываем о них подробнее.
Преимущества бизнеса по франшизе
Франшиза привлекает как для начинающих, так и опытных бизнесменов. Вот какие преимущества дает работа по этой схеме:
- Использование готовой бизнес-модели. Франчайзи получает доступ к настроенным и отлаженными рабочим процессам и методикам — они уже проверены, усовершенствованы и протестированы франчайзером. Для бизнесменов это шанс избежать ошибок в самом начале свого пути
- Использование имени бренда. Покупатели уже знакомы с услугами или продукцией франчайзера — это значительно упрощает маркетинг и дает доступ уже к существующей базе лояльных клиентов. Франчайзи не нужно тратить ресурсы на первичную раскрутку и привлечение первых клиентов
- Быстрый старт. Франчайзи не нужно создавать бренд, разрабатывать бизнес-модель и маркетинговую стратегию — это ускоряет запуск и минимизирует время на подготовку, позволяя предпринимателю быстрее выйти на рынок и начать зарабатывать
- Поддержка и кураторство. Франчайзер заинтересован в успехе своего партнера — это позволяет ему привлечь новых франчайзи в будущем, укрепить бренд и больше зарабатывать. Партнеры получают обучение, консультации, помощь в решении возможных проблем — все, что работает на пользу владельца бренда. Иногда франчайзер берет процент от прибыли франшизы — это дополнительно мотивирует поддерживать бизнес партнера
Недостатки франшизы
У франшизы есть риски и недостатки, которые важно учитывать при работе под именем чужого бренда. Вот основные минусы:
- Стоимость. Помимо стандартных расходов на открытие бизнеса придется внести паушальный взнос и (или) регулярно платить роялти. Кроме того, некоторые франчайзеры требуют делить с ними прибыль — это снижает возможности для реинвестиций в бизнес
- Отсутствие гибкости. Франчайзеры устанавливают обязательные правила ведения бизнеса, которые нельзя существенно менять или адаптировать ее под свои нужды. Например, владельцы бренда требуют арендовать рабочие помещения только в определенном районе города или покупать расходные материалы у конкретных поставщиков — условия франшизы могут быть невыгодными или неудобными, но выполнять их все равно придется
- Зависимость от франчайзера. На франчайзи влияет как успешная, так и неудачная деятельность бренда. Провальные маркетинговые кампании, репутационные и финансовые трудности, сомнительные изменения в бизнес-процессах — все это негативно отражается на всех франчайзи, а не только на владельце франшизы

Преимущества и недостатки франшизы
Франчайзинг может стать успешной бизнес-моделью для предпринимателей — им не нужно самостоятельно настраивать процессы и работать над узнаваемостью бренда. С другой стороны, они должны так или иначе платить владельцу бренда и ограничивать свою свободу рамками условий франчайзера.
Несмотря на ограничения, предприниматели все же могут принимать самостоятельные решения и адаптировать определенные процессы под свои нужны. Они в праве выбирать форму организации бизнеса, систему налогообложения и способ приема платежей, если иное не установлено договором франчайзинга. Читайте, какие взносы и налоги платит ИП на разных системах налогообложения →
CloudPayments предлагает организациям и предпринимателям удобное решение для приема онлайн-платежей — интернет-эквайринг. Клиенты смогут платить удобным способом: картами российских банков, Рау-методами (T-Pay, SberPay, Mir Pay и СБП), через платежные ссылки и QR-коды, в рассрочку и Долями. Интернет-эквайринг подойдет почти любому типу бизнеса по франшизе: логистическим и клининговым службам, интернет-магазинам, образовательным ресурсам.
Кроме того, франчайзи обязаны применять контрольно-кассовую технику для расчетов с покупателями — это требование ФЗ-54. Если бизнес его не соблюдает, налоговая может наложить штраф — про них мы подробно рассказали в статье →
Вместе с интернет-эквайрингом CloudPayments удобно подключить облачную-онлайн-кассу — предприниматель получает доступ к единому Личному кабинету со всей аналитикой и может видеть информацию по каждой транзакции. Оставьте заявку на подключение интернет-эквайринга — менеджер свяжется с вами, проконсультирует и поможет с интеграцией.