На главную

Малый, средний и крупный бизнес – критерии и отличия

Весь бизнес в экономике можно разделить на три вида: малый, средний и крупный. В этой статье мы рассмотрим критерии, по котором различают эти типы бизнеса, и расскажем про их основные отличия.

Виды бизнеса: общие категории и разница

В России субъекты бизнеса принято делить на два основных типа: малое и среднее предпринимательство (МСП) и крупные компании. Субъекты МСП часто сталкиваются с ограниченными ресурсами и нуждаются в более гибких решениях, поэтому государство оказывает таким предприятиям поддержку и предоставляет льготы.

Крупный бизнес обычно более финансово устойчив — это открывает возможности для реинвестиций и инноваций, масштабирования и выхода на новые рынки. Рассказываем, каким требованием должна отвечать организация и ИП, чтобы считаться МСП или крупным предприятием.

Субъекты МСП — что относится

Отличительные черты малого и среднего предпринимательства перечислены в ст.4 №209-ФЗ. Согласно закону субъекты МСП могут работать как:

  • Хозяйственные товарищества, общества и партнерства
  • Производственные и потребительские кооперативы
  • Фермерские (крестьянские) хозяйства
  • Индивидуальные предприниматели (ИП)

В ч.1.1 ст.4 №209-ФЗ есть отдельные требования к структуре уставного капитала для организаций — их нужно соблюдать, чтобы компанию можно было отнести к малому или среднему бизнесу. Подробнее про уставной капитал читайте в статье «Как открыть ООО».

Также в федеральном законе перечислены исключения, которым соблюдать эти условия не нужно. Требования по численности работников установлены в ст.4 №209-ФЗ, а по доходу — в этом постановлении.

Внутри МСП предприятия делятся на три вида по двум основным показателям: сумме годовой выручки и количеству наемных работников — учитывается их среднесписочная численность, то есть усредненный показатель числа сотрудников за прошлый календарный год.

Вот их предельные значения для каждого типа:

  • Микропредприятия. Численность сотрудников — до 15 человек, годовая выручка — до 120 млн рублей
  • Малые предприятия. Численность сотрудников — от 16 до 100 человек, годовая выручка — до 800 млн рублей
  • Средние предприятия. Общие требования: количество сотрудников — от 101 до 250 человек, выручка в год — до 2 млрд рублей. Для бизнеса в легкой промышленности численность работников ограничена 1000, а для ресторанов и гостиничного бизнеса — 1500. Лимиты по доходу для этих категорий такие же, как для остальных

Эти требования общие для возможных форм организации бизнеса. Согласно ч. 3 ст. 4 Закона от 24.07.2007№ 209-ФЗ, при определении категории МСП учитывают два критерия: доход компании и среднее количество сотрудников, а выбирают наибольшее из этих значений. То есть, если один из показателей превышает установленный лимит для своей категории, предприятие попадет уже в другую.

Пример:

ИП «Х» занимается фермерской деятельностью. У него в найме 8 работников, а годовой доход составляет 100 млн рублей — это микропредприятие. Если выручка вырастет до 125 млн рублей в год с тем же штатом, ИП уже будет считаться малым предприятием.

Государство поддерживает МСП, предоставляя им поддержку и льготы. Например, для малых предприятий (в том числе микропредприятий) установлены особенности при назначении административных штрафов. По общему правилу им назначается более мягкое наказание: штраф в таком же размере, какой предусмотрен для ИП.

К административному правонарушению относится нарушение в применении ККТ. За несоблюдение 54-ФЗ уже могут назначить штраф — подробно о них рассказали здесь →

Что такое крупный бизнес

Главные критерии отличия МСП и крупного бизнеса — численность сотрудников и годовой доход. Эти показатели ФНС считает на основании налоговых деклараций и суммам страховых взносов. Какие налоги, взносы на себя и сотрудников платит ИП читайте в статье →

Бизнес относится к категории крупных предприятий, если достигается хотя бы один из этих показателей:

  1. Годовая выручка — от 2 миллиардов рублей
  2. Численность сотрудников: для гостиничного и ресторанного бизнеса — от 1 501 человек, для предприятий легкой промышленности — от 1001, остальных — от 251

Проще разобраться с всеми видами бизнеса, всеми показателями и лимитами поможет эта таблица:

Независимо от масштаба бизнеса важно позаботиться о приеме платежей от клиентов — в этом поможет интернет-эквайринг CloudPayments. Сервис позволяет ИП и организациям принимать онлайн-платежи на сайте и в приложении удобными способами: картами российских банков, Рау-методами, по СБП, через QR-коды и платежные ссылки, Долями и в рассрочку.

Бизнесу, работающему по модели рекуррентных платежей, можно подключить уникальный сервис подписок — гибкая настройка нестандартных сроков списания позволит реализовать даже эксклюзивные платежные сценарии. При интеграции подписки с оплатой по СБП можно включить опцию гарантированного получения токена — с ней покупатель точно привязывает свой счет к магазину или ресурсу даже без оплаты покупки. Легко кастомизировать форму оплаты на своем сайте или в приложении под фирменный стиль своего бренда — настройка работает через API. Узнайте, как API CloudPayments помогает Tilda получать планируемую выручку здесь →

Инструменты CloudPayments позволяют принимать платежи даже без сайта — например, через Телеграм. Читайте, как подключить оплату в Telegram с помощью CloudPayments →

Вместе с интернет-эквайрингом CloudPayments можно подключить облачную онлайн-кассу — это позволит бизнесу принимать онлайн-платежи, соблюдая требования 54-ФЗ, а за всеми транзакциями, статистикой и отчетами следить в едином Личном кабинете.

Бизнес с оборотом до 1 млн рублей может обойтись без онлайн-кассы и покупки фискального накопителя, подключив облачные онлайн-чеки CloudЧеки. Для интеграции оставьте заявку — с вами свяжется менеджер и поможет подключиться.