На главную

Кто такой селлер

Совершать покупки в интернете можно не только в онлайн-магазинах, но и на маркетплейсах — платформах, которые объединяют множество продавцов и предлагают покупателям товары и услуги на любой вкус. Продавцами на маркеплейсах могут быть физические и юридические лица — их называют селлеры. Из этой статьи вы узнаете, чем отличается селлер от продавца в интернет-магазинах и как им стать.

Кто такой селлер

Селлер (Seller) — это предприниматель, который ведет бизнес на маркетплейсах. Перед выходом на площадки нужно получить этот статус официально: то есть стать самозанятым, зарегистрировать ООО или ИП.

Маркетплейсы предоставляют предпринимателям онлайн-площадку, на которой они могут находить покупателей и продавать товары. Платформы обеспечивают фулфилмент, логистику, маркетинговую поддержку, инструменты аналитики, системы обработки платежей — полный набор инструментов, который делает ведение бизнеса более удобным и эффективным.

Платформа выполняет роль посредника и делает процесс продаж и покупок удобным для обеих сторон — продавцов и покупателей. Одним не нужно переходить с одного сайта на другой, чтобы выбрать или сравнить товары, а другим — разрабатывать собственный интернет-магазин и самому искать клиентов.

Что делает селлер

Для торговли на маркетплейсе предприниматель открывает магазин: регистрируется в личном кабинете, создает карточки товаров с описаниями и фото, задает цены. В задачи продавца входит обработка заказов, поддержание актуальности информации о продукции, работа с вопросами и отзывами покупателей. Кроме того, селлеру доступны инструменты аналитики и статистики — они позволяют понять, как улучшить ассортимент и перенастроить рекламу.

Что делает маркетплейс

Маркетплейс создает пространство, где селлеры встречаются с покупателями и предлагают им свои товары. Чтобы оптимизировать процесс продаж и сделать его эффективнее, площадки предлагают продавцам собственные инструменты — услугу обработки платежей, логистику и фулфилмент, инструменты аналитики, отчетности и маркетинга, системы для обработки платежей.

Таким образом, часть работы продавца ложится на маркетплейс, который назначает за это комиссию и самостоятельно устанавливает ее размер. Она может взиматься за:

  • Хранение, доставку и возврат товаров — если селлер работает по схеме FBS, то есть держит товары на складе маркетплейса и перекладывает на него вручение заказов клиенту
  • Кассовое обслуживание — селлер получает деньги не напрямую от покупателя, а через посредника, то есть маркетплейс. Именно на стороне онлайн-площадки забота о приеме платежей и возвратах покупателям
  • Размещение товаров на платформе — комиссия зависит от типа реализуемой продукции. Так, за размещение одежды обычно берут больший процент, чем за книги — дело в том, что одежда дороже, имеет сезонный спрос и часто требует дополнительных затрат, например, при возвратах
  • Продвижение магазина — если селлер покупает рекламу внутри платформы, участвует в акциях и использует другие маркетинговые инструменты

Селлер и продавец: в чем разница

И продавец в интернет-магазине, и селлер на маркетплейсах торгуют онлайн. Однако первый управляет всеми бизнес-процессами самостоятельно, а второй — через посредника, то есть маркетплейс. Из этого вытекают ключевые различия в продажах через эти каналы. Вот основные аспекты:

  • Прием платежей. Селлеру не нужно подключать онлайн-кассу и эквайринг — это обязан сделать маркетплейс, поскольку все расчеты с покупателями проходят через него. Интернет-магазин же обязан фискализировать платежи, если напрямую рассчитывается со своими клиентами, и подключить эквайринг для удобства покупателей
  • Трафик. Маркетплейс предоставляет аудиторию селлеру, в то время как продавец в онлайн-магазине должен сам искать и привлекать покупателей. Селлер может дополнительно продвигать свой магазин, используя рекламу и другие инструменты площадки, на которой он торгует
  • Инфраструктура. Селлер пользуется инструментами маркетплейса, но при этом он ограничен функционалом и правилами площадки. При этом продавец в интернет-магазине сам занимается разработкой сайта, его обслуживанием и продвижением, но практически не органичен инструментами
  • Логистика. Маркетплейсы предлагают услуги логистики — это упрощает доставку и хранение товара для селлера, но снижает его контроль над процессами. Продавец сам решает, как будет организована доставка товара — это дает гибкость и больше свободы, но требует дополнительных ресурсов
  • Затраты на запуск. В интернет-магазине продавцу нужно инвестировать в разработку, обслуживание сайта, маркетинг и безопасность — это требует значительных начальных вложений, но со временем может оправдать себя и снизить расходы. На маркетплейсе часть расходов берет на себя платформа — это снижает первоначальные затраты, но сопровождается регулярными комиссиями

Маркетплейс VS Интернет-магазин: что лучше

Как стать селлером

Торговать на маркетплейсах может любой желающий. Площадки дают продавцам доступ к аудитории и предлагают инструменты для работы с покупателями — важно уметь ими пользоваться, чтобы увеличить продажи и масштабировать бизнес. Рассказываем, с чего начать новичку поэтапно.

Стать предпринимателем официально

Для этого нужно оформить самозанятость, ИП или открыть ООО. При выборе важно ориентироваться на планируемый доход от продаж и товары, которые вы собираетесь продавать. Самозанятые имеют право торговать только изделиями собственного изготовления, например, свечами или украшениями ручной работы. Кроме того, для статуса самозанятого нужно соблюдать ограничение по годовому доходу — 2,4 млн рублей.

ИП и компании могут продавать продукцию как собственного, так и чужого производства. Начинающим селлерам подойдет формат ИП — здесь меньше отчетности и проще разобраться с налогами. Наша статья подробно рассказывает, какие налоги и взносы платит индивидуальный предприниматель →

Выбрать товар для продажи

Селлер не может продавать на маркетплейсах товары определенных категорий — в противном случае его магазин заблокируют. Эти ограничения устанавливает законодательство РФ и правила работы конкретного маркетплейса. Например, ни на одной платформе нельзя продавать алкоголь, а на некоторых площадках — бывшую в употреблении продукцию. То, что не запрещено законом или правилами маркетплейса, можно продавать

Выбрать маркетплейс

При выборе нужно ориентироваться на условия работы, размер комиссии, качество службы поддержки и другие аспекты. Кроме того, важно учитывать специфику платформ: одни и те же товары продаются на одном маркеплейсе лучше, чем на другом — это тоже стоит проанализировать перед выходом на конкретную площадку.

Зарегистрироваться на маркетплейсе

Селлер регистрируется, оставляет личные данные и банковские реквизиты, знакомится с офертой и подписывает договор с площадкой. На некоторых платформах регистрация платная — тогда селлеру на этом этапе нужно внести еще и требуемую сумму.

Здесь же продавец определяется со схемой работы логистики. Есть 3 основных модели:

  1. FBO (Fulfillment by Operator) — селлер перекладывает на маркетплейс часть логистических процессов: задача продавца — доставить продукцию на склад, а сортировкой, отправкой и вручением заказов занимается маркетплейс. В этом случае продавцу придется платить комиссию за каждую услугу
  2. FBS (Fulfillment by Seller) — продавец хранит продукцию у себя, принимает и сортирует заказы, упаковывает и отгружает их на склады, а маркетплейс доставляет и вручает их покупателям
  3. DBS (Delivery by Seller)— селлер самостоятельно принимает заказы, сортирует товар и доставляет его покупателю. Маркетплейс в этом случае работает как витрина

Заполнить карточки товаров

В каждой карточке нужно указать название, точные характеристики и цену. Качественные фотографии и видео позволят покупателям лучше оценить товар и принять решение о покупке — это поможет снизить количество возвратов и расходов на них. Чем подробнее и точнее будет информация, тем выше шанс на привлечение внимания и доверие покупателей. Также важно следить за статистикой и аналитикой — менять описание и визуал, чтобы влиять на конверсию.

Теперь можно принимать заказы, общаться с покупателями и доставлять товары. Важно оперативно отвечать на вопросы и реагировать на проблемы — быстрая и качественная поддержка увеличивает повторные продажи и повышает рейтинг на платформе, что позволяет бизнесу привлекать новых клиентов.

Некоторые продавцы торгуют и на маркетплейсах, и в собственных интернет-магазинах — так удается расширить аудиторию и каналы сбыта. Если селлерам не нужно самостоятельно подключать прием платежей и ККТ, то почти все продавцы в онлайн-магазинах обязаны это сделать.

Комплексное решение от CloudPayments объединяет интернет-эквайринг и облачную онлайн-кассу. Продавцы могут настроить прием платежей на сайте с помощью безредикретного платежного виджета — он адаптируется под любые браузеры и не уводит покупателей на другие ресурсы, повышая конверсию в оплату. Клиента доступна оплата любым удобным способом: картой российского банка, Рау-методом, в рассрочку, по СБП или Долями. Кроме того, можно настроить индивидуальную платежную форму, которая будет соответствовать потребностям и вашего магазина или бренда, предлагая клиентам эксклюзивный пользовательский опыт.

Уникальный сервис подписок для бизнеса с гибкой настройкой позволяет подключить автоплатежи, в том числе с нестандартным сроком списания — это дает возможность получать стабильную планируемую выручку и реализовать эксклюзивные бизнес-решения. А при оплате через подписку по СБП есть функция гарантированного получения токена — покупатель точно не пропускает шаг с привязкой счета к магазину или сервису, а бизнес гарантированно получает доход. Про другие возможности платежного сервиса читайте здесь →

При подключении интернет-эквайринга CloudPayments и облачной кассы вы сможете принимать и фискализировать платежи, а за всеми транзакциями следить в едином личном кабинете. Оставьте заявку — менеджер свяжется с вами, поможет с подключением и настройкой.