При развитии своего бизнеса в интернете необходимо позаботиться о приеме онлайн-платежей. Клиентам должно быть удобно платить за услуги или товары на сайте, в интернет-магазине или на странице в соцсетях. Рассказываем, как принимать оплату от физических лиц при помощи интернет-эквайринга, электронных кошельков или через специальные платежные сервисы.
Принимать деньги от клиентов онлайн-бизнес может разными способами — получать на карту или электронные кошельки, принимать платежи на расчетный счет с помощью банковского интернет-эквайринга или обрабатывать их через платежный сервис-агрегатор. Разберемся поподробнее.
Переводы на карту
Кому подходит: самозанятые и физлица
Самый простой вариант принимать оплату банковскими картами для самозанятых и физлиц — с помощью переводов с карты на карту. Продавец может указать номер карточки или мобильный телефон любого оператора (Билайн, Мегафон, МТС), к которому она привязана, чтобы клиенты (физлица) оплачивали свои заказы и покупки напрямую.
А что с налогами?
Самозанятые должны выписывать чеки в приложении «Мой налог». А физлица — заполнять декларацию 3-НДФЛ или подтвердить, что платеж не облагается налогом — это подарок или целевое пожертвование.
Важно понимать, что переводы на карту и интернет-эквайринг — это разные вещи. Чтобы подключить второй, продавцу нужно иметь статус ИП или юрлица и открыть расчетный счет в банке.
Если ИП будет получать доход от бизнеса с помощью переводов на свой личный счет, банк с большой вероятностью заблокирует его.
Платежи на электронный кошелек
Кому подходит: самозанятые, физлица и ИП
- Самозанятые могут просто получать оплату банковскими картами на электронный кошелек. Для этого нужно разместить на сайте его номер, куда клиенты будут переводить деньги.
- А вот ИП не имеют права использовать личные электронные кошельки для бизнес-расчетов. Зато они могут завести корпоративный аккаунт, чтобы потом выводить с него деньги на свой расчетный счет. ИП может разместить его номер на сайте или в соцсетях и получать на него online оплату от клиентов.
Отличия лишь в том, что частному лицу ничего, кроме кошелька не нужно, а у ИП должен быть расчетный счет и онлайн-касса. И вот почему:
Реализуя товар физлицам, которые являются резидентами РФ, индивидуальный предприниматель, в соответствии с законом № 54-ФЗ, обязан использовать онлайн-кассу, которая передает информацию о сделках в налоговую и пробивает чеки.
За работу без ККТ предусмотрены штрафы. Чтобы их избежать, можно:
- самостоятельно купить кассу, зарегистрировать ее в ФНС, заключить договор с оператором фискальных данных и банком-эквайером, добавить на сайт возможность оплаты электронными деньгами
- работать через платежный агрегатор, например, CloudPayments, который возьмет все вопросы на себя
Оплата на расчетный счет
Кому подходит: ИП и юридические лица
ИП и юрлица могут принимать деньги напрямую по реквизитам счета или через платежные сервисы. Банковский интернет-эквайринг подойдет для расчетов картой, а сервисы-агрегаторы помогут обработать разные онлайн-платежи с любых карт.
Интернет-эквайринг от банка
Чтобы получать на сайте онлайн-платежи для бизнеса, нужно подключить интернет-эквайринг — специальную форму обработки платежей. Если эквайринг предоставлен банком, то он перенаправляет на защищенную страницу, где клиент вводит данные своей банковской карты и подтверждает онлайн-оплату.
Однако если сервис интернет-эквайринга предоставляет банк, то там может быть мало функционала и медленная служба поддержки.
Интернет-эквайринг от платежного сервиса
Если бизнес хочет принимать на сайте платежи с карт всех доступных банков, стоит рассмотреть платежные сервисы. Они предлагают установить модуль для приема платежей в интернете популярными способами оплаты.
И в случае CloudPayments — интернет-эквайринг работает безредиректно. Это значит, что сервис не уводит покупателей на сторонний сайт — платеж обрабатывается прямо в платежной форме, что повышает конверсию, увеличивает число импульсивных покупок и снижает число «брошенных» корзин.
Важное уточнение: подключение к интернет-эквайрингу не освобождает ИП и юрлиц от применения онлайн-кассы в интернет-магазине. Им нужно не только обрабатывать платежи, но и оформлять и выдавать кассовые чеки при каждой покупке.
Бизнес может воспользоваться комплексной услугой, когда предоставляется и эквайринг, и оформление кассовых чеков. В CloudPayments есть возможность интеграции с сервисом аренды облачных касс CloudKassir, чтобы выдавать клиентам кассовые чеки в соответствии с 54-ФЗ.
При наличии на сайте продавца формы оплаты (виджета) от эквайрингового сервиса, клиент сможет выбрать удобный для себя способ оплаты. А ИП или юрлицо получит эти деньги за вычетом комиссии на свой расчетный счет. Платежный виджет от CloudPayments можно легко разместить на веб-странице и в мобильном приложении, поэтому клиенту будет удобно платить онлайн любым способом.
Электронные кошельки
Чтобы ИП или юрлица могли принимать платежи с электронных кошельков, им понадобится корпоративный кошелек. Для его регистрации нужно:
- Заключить договор с системой, которая имеет статус кредитной организации
- Получить реквизиты кошелька
- С помощью менеджера банка привязать его к расчетному счету ИП или ООО
- Синхронизировать кошелек с онлайн-кассой, чтобы передавать данные в налоговую и отправлять покупателям чеки
- В течение семи дней после регистрации корпоративного электронного кошелька сообщить об этом в ФНС
- Разместить номер кошелька на сайте или в соцсетях и получать на него оплату от клиентов
Имейте в виду, прием платежей от физических лиц в пользу юридического лица и ИП можно только на расчетный счет.
Интернет-эквайринг
Если вы не хотите заключать договор с банком, вам подойдут услуги платежного агрегатора. Так, CloudPayments дает возможность принимать оплаты картами без организационных проблем. При этом покупать онлайн-кассу не нужно — ее можно арендовать тут же, в сервисе CloudKassir.
Чтобы подключить интернет-эквайринг на сайт, нужно:
- Оставить заявку на подключение на сайте платежного сервиса
- Дождаться ответа менеджера
- Изучить список необходимых документов
- Получить доступ в личный кабинет
- Выполнить техническую интеграцию сайта
- Провести тестовые платежи. Сообщить менеджеру об успешных тестах, чтобы тот перевел сайт в боевой режим
- Принимать онлайн-платежи на сайте с помощью банковских карт, а также в один клик
Существует несколько методов подключения интернет-эквайринга на сайт или в мобильное приложение. Рассмотрим на примере услуг CloudPayments.
Платежный виджет
Виджет — это всплывающая форма на сайте или в приложении, в которую клиент вводит данные банковской карты для оплаты заказа и e-mail — для получения чека. Виджет автоматически определяет тип платежной системы — Visa, Mastercard, «Мир» и банк-эмитент карты. Форма оплаты адаптирована под любые браузеры и мобильные устройства и не уводит клиентов из интернет-магазина.
Checkout-скрипт
Свободная платежная форма, которая выглядит как часть сайта. Продавец может самостоятельно и независимо от платежного сервиса принимать платежи и управлять карточными данными — скрипт Checkout собирает их, шифрует и создает из них криптограмму для безопасной оплаты через API CloudPayments.
По ссылке
Платежную ссылку можно отправить по электронной почте, sms-сообщении, в соцсетях и мессенджерах. Клиент перейдет по ссылке на платежную страницу и оплатит заказ любым удобным способом — с помощью банковской карты или в один клик.
QR-код
В личном кабинете CloudPayments можно самостоятельно создавать и настраивать QR-код для оплаты. Размещайте его где угодно — на сайте, в приложении или в офлайн-материалах (на листовках, буклетах и билбордах). Клиент отсканирует QR-код, перейдет на страницу оплаты и отправит платеж удобным способом — с помощью банковской карты или в один клик. Продавцу останется только пробить чек.
Библиотеки и SDK
Готовые наборы инструментов для эквайринга, которые позволяют принимать платежи в мобильных приложениях на Android и iOS в один клик и привязкой карты.
Модули для CMS
Готовые платежные решения, совместимые с большинством CMS. С помощью наших платежных модулей можно проводить одностадийные или двухстадийные оплаты с поддержкой онлайн-касс, отправлять чеки, выбирать дизайн и локализировать виджет.
Когда бизнес нужно открывать обязательно?
Когда речь идет об оплате за товары или услуги. Для получения любых других платежей на сайте, если это не подарок и не пожертвование, требуется регистрация в налоговой.
В интернете нельзя неофициально вести бизнес физлицам — это грозит блокировкой всех личных счетов банком и штрафами от налоговой. С полученных платежей все бизнесмены одинаково обязаны платить налоги, но вот принимать деньги они могут по-разному:
- У ИП должны быть онлайн-касса (если он не попадает под исключение) и расчетный счет в банке.
- Самозанятому не нужна онлайн-касса, а еще он обходится без расчетного счета.
Когда можно получать оплату просто так?
Получать оплату просто так можно, если это подарок или целевое пожертвование:
- Подарок
Например, подписчик нажимает кнопку «Поддержать» и переводит блогеру 1 000 руб., не получая ничего взамен, кроме благодарности, то это и будет считаться подарком. Прием платежей физлицам в виде подарков можно организовать на свою личную карту и ни перед кем не отчитываться. - Целевое пожертвование
Если же блогер собирает деньги, чтобы провести субботник, и читатель отправляет 1 000 руб., то это уже пожертвование на общественно полезные цели. Но блогер обязан вести учет таких поступлений и отчитываться об их целевом расходовании: публиковать выписки из банка, размещать бюджет проекта и выкладывать чеки.
Когда стоит задуматься о статусе своего бизнеса?
Регулярные пожертвования
Если пожертвования принимаются на постоянной основе, то по закону нужно регистрировать НКО. Такой фонд может собирать деньги на свой расчетный счет через удобные платежные формы от CloudPayments:
- в виде ссылки
- в виде QR-кода для онлайн-трансляций или размещения на сайте
Форма значительно упрощает прием пожертвований — есть больше вариантов приема платежей.
Спонсорская поддержка
Если блогера решит проспонсировать компания, то тут важны условия:
- когда взамен тот ничего не дает спонсору, то это подарок или пожертвование на определенную цель
- когда компания поддерживает коммерческий проект в обмен на рекламу, то это уже будет доход автора проекта и нужна регистрация бизнеса
Краудфандинг и донаты
Еще один вариант — подписчик оплачивает донат для добавления в закрытый чат или получения премиум-доступа к курсу. Здесь клиент платит за определенные услуги исполнителю. А получатель средств выбирает, как платить с этих поступлений налоги и какой статус выбрать:
- физлицо платит НДФЛ
- самозанятый — НПД (налог на профессиональный доход)
- ИП применяет упрощенку или патент
Соответственно, если донаты — разовые, то можно получать их как физлицо и декларировать, чтобы потом заплатить НДФЛ. Если же поток донатов постоянный, то нужно регистрировать бизнес.